Что будет с российским рынком фанеры?

Фанерный комбинатТаким вопросом задаются сегодня не только производители и продавцы фанеры и других продуктов деревообработки, но и люди достаточно далекие от этого бизнеса. Причина проста: фанерные комбинаты, как правило, размещаются в небольших населенных пунктах и являются градообразующими. Простой такого производства сказывается на благосостоянии всех, кто имеет хотя бы косвенное отношение к предприятию и особенно сильно – тех, кто на нем работает.

Между тем ситуацию на российском рынке фанеры сложно назвать благополучной. Начиная с августа 2008 года, спрос  стабильно снижается, как в России, так и за рубежом. Причины – спад в строительной отрасли, которая является основным потребителем ламинированной фанеры, а также существенное сокращение спроса на мебель, грузовые автомобили легкие маломерные суда и другие товары, при производстве которых используются различные марки клееной фанеры. Не следует забывать и о конкуренции – дешевая тополевая фанера китайского производства и плита OSB производства западного также представляют реальную проблему.

Следует отметить, что российские производители в большинстве своем были совершенно не готовы к подобному варианту развития событий. В 2007…2008 годах рынок фанеры начал приобретать некоторые черты «пузыря» (насколько этот термин вообще применим к реальному сектору). Цены на фанеру превышали себестоимость таковой в несколько раз: все без исключения заводы стали получали сверхприбыли. В такой ситуации мало кто задумывался о модернизации имеющегося производства: прибыль шла, в основном, на увеличение выпуска фанеры экстенсивными методами, либо на скупку конкурентов. При этом многие предприятия охотно брали кредиты на любых условиях, рассчитывая вернуть их за счет все тех же сверхприбылей. В результате производители вошли в кризис с недостроенными новыми мощностями и морально устаревшими старыми. Себестоимость производства фанеры у таких производителей нередко превышала мировые цены: это повлекло за собой валообразное снижение продаж и ощутимые потери. Итог очевиден: СМИ с завидной регулярность ю публикуют сообщения о массовых сокращениях, подготовке к процедуре банкротства и отчеты об убытках.

Жешартский фанерный комбинат

Ни высокое качество фанеры, ни отличная репутация не уберегли Жешартский фанерный комбинат от финансовых проблем. Несколько недель назад руководство предприятия подало заявление на проведение процедуры банкротства. Как утверждают эксперты, истинной целью подачи заявления было получение помощи. Таковая была обещана руководству комбината главой республики Коми Владимиром Торлоповым. В настоящий момент комбинат работает в штатном режиме: готовится к запуску третья линия ламинирования. Информации о сокращениях нет.

Парфинский фанерный комбинат

Парфинский фанерный комбинат находится в крайне тяжелом финансовом положении. Перед началом кризиса руководство комбината приняло решение о строительстве нового завода по производству крупноформатной фанеры (отчасти в кредит). При этом уже действующее производство было оснащено устаревшим оборудованием оставшимся еще с советских времен. Себестоимость производства фанеры на комбинате была крайне высока: после обвала цен объем продаж упал до минимума, а убытки стали расти с каждым днем. В настоящий момент на комбинате работает только обслуживающий персонал и рабочие, которые не могут быть уволены в соответствии с трудовым законодательством. Рабочие не получали зарплату с декабря 2008 года (заработная плата за ноябрь была выплачена в размере 2/3 от обычной ставки). Несколько дней назад производство фанеры в Парфине возобновилось, однако ситуация продолжает оставаться критической.

UPM

Концерн UPM, владеющий заводом по производству фанеры в Чудово, уже объявил о текущих убытках в размере 70 миллионов евро. Компания существенно сократила объемы выпуска фанеры, картона, бумаги и других продуктов переработки древесины и провела серию временных сокращений. Это позволило поднять стоимость акций предприятия, однако, по словам исполнительного директора компании Юсси Песонена, никаких предпосылок для улучшения ситуации на мировом рынке нет.

Яндекс.Метрика
0
0
0
Корзина