Экспорт традиционно является основным источником прибыли российских деревообрабатывающих предприятий, в том числе и производителей фанеры. На внутренний рынок уходит 2/3 выпускаемой в России фанеры.

31 октября 2022

fanera-lesprom.jpgЭкспорт традиционно является основным источником прибыли российских деревообрабатывающих предприятий, в том числе и производителей фанеры. На внутренний рынок уходит 2/3 выпускаемой в России фанеры. При этом основным ее покупателем на внешнем рынке — равно как и пиломатериалов, древесных плит и многого другого — традиционно были страны Евросоюза.

Однако сейчас этот рынок практически полностью закрыт для российских поставщиков. Пятый и восьмой пакеты санкций предусматривают запрет на импорт российской фанеры и другой лесопромышленной продукции. Эти ограничения затронули обрезную доску и другие пиломатериалы (5,5 миллионов кубометров в год), фанеру (около 2 млн. кубометров), топливные гранулы (2,2 млн.), а также многие другие товарные позиции, доля которых в структуре экспорта не так велика.

Для примера, в структуре экспорта Череповецкого фанерно-мебельного комбината (ЧФМК) поставки березовой фанеры в ЕС занимали около 80%, а на восточное направление приходилось лишь около 20% — череповецкая фанера поставлялась в Иран, Ирак, Сирию и Египет. Сейчас комбинат старается активнее работать на рынке Индии и Китая, но это намного менее выгодные направления.

То же самое происходит у «Свезы», «Сегежи» и производителей поменьше. Чтобы компенсировать потерю самого выгодного европейского рынка, производители стараются переориентировать экспортные поток на восток, в первую очередь в Китай. Но тут они сталкиваются с серьезными проблемами.

  1. Снижение потребления в самом Китае. Китайская экономика переживает не лучшие времена, потребление любой импортной продукции в Китае снижается.
  2. Логистические проблемы.

У расположенных в европейской части России фанерных комбинатов и лесопильных заводов резко выросло логистическое плечо. Кроме того, продукция попадает в Китай всего через несколько пограничных переходов, пропускная способность которых невелика, а нагрузка на них выросла многократно — металлурги и поставщики угля также переориентировались на восток. Составы подолгу простаивают там, а это сказывается на рентабельности.

Вторым направлением продаж является внутренний рынок, но он имеет конечный и не слишком большой объем. Покупательская способность российских потребителей падает, а предложение выросло в разы. В условиях крайне острой конкуренции российским производителям фанеры приходится снижать цены, а это сказывается на рентабельности.

В 2018 году лист ОСБ-3 стоил 490 рублей. В 2021 из-за бума на европейском рынке строительства стоимость листа выросла до 2500 рублей, и производители фанеры, пиломатериалов и древесных плит получали чудовищные сверхприбыли. Сейчас стоимость листа снизилась до 450 рублей. При этом затраты заметно выросли, в том числе и логистические. Все это практически обнуляет прибыль российских производителей фанеры и вынуждает их снижать объемы производства. Вероятно, у крупных предприятий есть «подушка безопасности», и они смогут какое-то время работать в таком режиме. Однако раньше или позже она закончится, и тогда им потребуются вливания извне.



Яндекс.Метрика
0
0
0
Корзина