Рынок ДСП в 2000-2001 году: цены на ДСП

Рынок ДСП в 2000-2001 году: цены на ДСПСегодня, спустя 10 лет, после описываемых событий они кажутся чем-то чрезвычайно далеким и не имеющим никакого отношения к дню нынешнему. Между тем внимательный читатель найдет в ситуации, которая сложилась на рынке в 2001 году массу аналогий с настоящим состоянием рынка. Итак…

…рынок древесных плит 2000 -2001 года характеризовался безудержным ростом цен. В первой половине 2000 года цена шлифованной ДСП росла в среднем на 6% в месяц, а уже во второй половине – на 12…15% в зависимости от формата, марки и сорта. В последние месяцы 2000 цена росла на 20% в месяц, а сразу после Нового года, несмотря на очевидное сезонное затишье в строительстве и производстве мебели, цены в очередной раз рванули вверх. Таким образом, в течение 2000 года плиты подорожали примерно в два раза.

Итогом такого резкого удорожания древесных плит стало повышение цен на продукцию из них, которое очень быстро сбалансировало платежеспособный спрос и адекватное предложение. Уже в феврале 2001 года динамика роста цена на ДСП существенно снизилась: фактически весь январь и февраль ДСП продавалась по цене 30-70 рублей за квадратный метр или 70-150 долларов США за метр кубический. Помимо спроса на продукцию рост цен лимитировался и стоимостью импортной ДСП, которая составляла 80-170 долларов США. Разумеется, этот лимит был скорее психологическим, поскольку к цене ДСП в данном случае добавлялись бы затраты на доставку и таможенное оформление, однако цена все же остановилась. Производители пришли к вполне закономерному выводу, что при минимальной разнице цен мебельщики предпочтут импортный продукт, качество которого в 2010 году было существенно выше. Если учесть, что в это время мебельный рынок и так переживал не самые лучшие времена (импортные производители уверенно теснили российских), то дальнейшее повышение цен было бы попросту опасным.

Отчего же росли цены на ДСП?

Однозначный ответ на этот вопрос дать непросто. Одной из причин, называемых экспертами в числе основных, является диспаритет цен на ДСП с ламинатом и без него, наблюдавшийся в то время. В конце 90-х резко вырос спрос на ламинированную плиту. Производители отреагировали на него мгновенным ростом цен. Мебельщики в свою очередь начали приобретать линии для ламинирования, покупая более дешевую шлифованную ДСП, и производители были вынуждены поднять цены и на эту продукцию, дабы уравнять спрос и равномерно распределить прибыль по всей гамме продукции.

Вторая важная причина – перераспределение прибыльности смежных отраслей. Уровень рентабельности мебельного производства в 2000-2001 годах составлял около 17-30%, а уровень рентабельности производства ДСП и других древесных плит колебался в пределах 5…8%. Для такой капиталоемкой отрасли как деревообрабатывающая промышленность пятипроцентной рентабельности явно недостаточно для расширенного воспроизводства, а потому рост цен на ДСП был объективным экономическим процессом.

Третья причина роста цен – банальная инфляция. В 2000 году был зафиксирован существенный рост цен на древесину, синтетические смолы, газ и электроэнергию, а именно эти продукты в основном и формируют себестоимость производства ДСП. Компенсировать растущие цены на компоненты при сохранении прежней производительности труда (а она не выросла точно) могло только рост цен на конечный продукт – что собственно и наблюдалось в описываемом нами периоде.

Яндекс.Метрика
0
0
0
Корзина