Фанера и сырье

Тот факт, что Россия вынуждена импортировать довольно серьезное количество продуктов лесопереработки, уже давно никого не удивляет. Импортируют не только высококачественную бумагу и картон, но и фанеру, в основном китайскую, а также обрезную доску. При этом наблюдается и обратный процесс - российская березовая и хвойная фанеры уходит и на экспорт, однако сложившуюся ситуацию удачной назвать нельзя - тем более что необработанный лес экспортируются в гораздо больших количествах, нежели продукты его переработки.

Производители фанеры и бумаги испытывают сложности с получением сырья

В чем же заключаются причины столь удивительного явления?

Спрос и предложение

Внутренний российский спрос на продукты лесопереработки неизменно растет и будет расти в обозримом будущем. Согласно результатам исследований, проведенных специалистами Архангельского ЦБК к 2015 году потребность строительной отрасли в фанере (в первую очередь, опалубочная фанера для монолитного строительства), пиломатериалах и ДСП вырастет примерно в 2,8 раза, производители мебели к этому же времени начнут потреблять примерно в 2,5 раза больше доски, ДСП и опять же фанеры, и в 7 раз больше древесноволокнистой плиты. Потребности производителей тароупаковочных материалов в картоне вырастет примерно в 3 раза, а горнорудные предприятия будут закупать 2,6 кубометра фанеры дешевых плит и лесопиломатериалов на каждый кубометр закупаемый сегодня. Из всего вышесказанного видно, что производителям доски бруса и фанеры не приходится опасаться за спрос - проблема в том, что они не смогут обеспечить его.

В настоящий момент внутренние российские потребности в продукции высокой переработки лесосырья покрываются внутренним же производством примерно на 60%. В будущем эта цифра может стать еще меньше: если стратегия развития отрасли не изменится, импорт фанеры картона и пиломатериалов может превысить 50%.

Стратегия и тактика

Состояние лесопромышленного комплекса не вызывает иллюзий у государства - об этом свидетельствует стратегия развития, разработанная аж до 2020 года. Стратегия описана в нескольких документах, суть которых сводится к одному: нужно экспортировать не кругляк, а фанеру, доску и бумагу. На практике же...

"…Стратегия развития - это рамочный документ, общий план достижения целей. В нем очень правильные посылы. Другой вопрос, как выполняются подкрепляющие стратегию правила и законы, на которые она опирается, говорит директор по развитию подразделения по лесообеспечению финского концерна UPM Сергей Кольцов. По его словам сопротивление правильному развитию лесопромышленного комплекса начинается уже на уровне областей. Дело в том, что ни одно крупное лесоперерабатывающее предприятие, будь то завод по производству фанеры и или целлюлозно-бумажный комбинат не в состоянии получить необходимое количество сырья у лесозаготовителей той же области. Власти областей в свою очередь не хотят вывозить за пределы региона лес-кругляк, поскольку они в свою очередь заинтересованы в переработке сырья на месте.

Итог - даже самые крупные предприятия, входящие в состав международных корпораций, не могут обеспечить свое производство сырьем в полной мере. Что касается малых и средних компаний, то и снабжение зачастую является делом случая - государству зачастую проще и выгоде сдать лес экспортером кругляка.

Что делать?

Ответ на этот вопрос ищут не только страдающие от недостатка сырья производители фанеры, картона и бруса, но и экономисты. Последние вынуждены констатировать, что лесное хозяйство страны отнюдь не процветает несмотря на то, что рыночная ситуация складывается очень и очень благоприятно для России. В качестве причин называют серьезное технологическое отставание, износ основных фондов многих деревообрабатывающих предприятий, отсутствие четкой государственной политике в данной сфере и коррупция, масштабы которой не берутся оценить даже эксперты

Яндекс.Метрика
0
0
0
Корзина